О Леонардо вообще и об этом произведении в частности потрясающе написал Д.Мережковский в романе "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)" - второй книге трилогии "Христос и Антихрист"



В романе удивитлеьно ярко описан процесс работы художника над фреской. Леонардо работал очень хаотично - то не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков и уходил. "Тайная Вечеря" так и осталась единственным большим законченным произведением мастера. Он выбрал необычный вид росписи - масляными красками, а не темперой, что позволяло более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Стиль, в котором написано произведение, создаёт впечатление, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину.



Фактически, сейчас настоящую "Тайную Вечерю" можно считать несуществующим произведением. Эта фреска была написана на стене в трапезной монастыря Santa Maria della Grazie. Да Винчи исполнил её красками, которые оказались весьма непрочными (ох уж эта его страсть к эксперименту!..) и ещё при жизни художника стало ясно, что долго фреске не протянуть. К тому же три или четыре года спустя после окончания этой работы (которая затянулась на годы и годы вследствие медлительности Леонардо) случилось наводнение, трапезная была залита водой и фреска сильно пострадала.

читать дальше



Хорошо хотя бы, что мы можем иметь по крайней мере общее представление об этом великом произведении искусства. Но самого произведения мы не увидим уже никогда. Должно быть, оно было слишком хорошо, чтобы пережить столетия...