О Леонардо вообще и об этом произведении в частности потрясающе написал Д.Мережковский в романе "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)" - второй книге трилогии "Христос и Антихрист"
В романе удивитлеьно ярко описан процесс работы художника над фреской. Леонардо работал очень хаотично - то не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков и уходил. "Тайная Вечеря" так и осталась единственным большим законченным произведением мастера. Он выбрал необычный вид росписи - масляными красками, а не темперой, что позволяло более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Стиль, в котором написано произведение, создаёт впечатление, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину.
Фактически, сейчас настоящую "Тайную Вечерю" можно считать несуществующим произведением. Эта фреска была написана на стене в трапезной монастыря Santa Maria della Grazie. Да Винчи исполнил её красками, которые оказались весьма непрочными (ох уж эта его страсть к эксперименту!..) и ещё при жизни художника стало ясно, что долго фреске не протянуть. К тому же три или четыре года спустя после окончания этой работы (которая затянулась на годы и годы вследствие медлительности Леонардо) случилось наводнение, трапезная была залита водой и фреска сильно пострадала.
читать дальшеА ещё полтора века спустя была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. (Кстати, пару лет спустя после создания "Тайной Вечери" французский король Франциск хотел проломить стену и забрать картину с собой (прямо с частью стены, которую занимала немаленькая фреска) но ему этого сделать не позволили. А так - быть может, смотрели бы мы на неё по сей день... (((
Когда наполеоновские солдаты, перейдя Альпы, почувствовали себя хозяевами жизни и принялись вандальничать на завоёванных территориях, трапезная монастыря была превращена в какой-то склад, потом вообще в конюшню (знакомая история, очевидно, во времена откровенного безбожия это удел всех монастырей...)
К счастью, уцелели копии, снятые учениками мастера, отчасти под его непосредственным наблюдением. По этим материалам сделаны были попытки воспроизвести "Тайную вечерю" в том виде, какой имела она вначале.На данный момент считается, что фрейска восстановлена, подвергнувшись почти десятку реставраций. Однако едва ли полученный результат кропотливой работы специалистов можно считать полноценным подлинником. К картине приставлен смотритель и сделаны подмостки для зрителей.
“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено.
Обдумывая замысел “Тайной вечери”, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: “Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление...” В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в “Тайной вечере”, была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: “Один из вас предаст Меня”. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.
Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему всё более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мёртвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоумённым вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развёл руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель с серебрениками и со страхом смотрит на Христа; его затенённый, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещённому, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трёх фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоумённый жест последнего ясно показывает, что и тот остаётся в неведении.
(с) описание композиции утащила с Википедии
Хорошо хотя бы, что мы можем иметь по крайней мере общее представление об этом великом произведении искусства. Но самого произведения мы не увидим уже никогда. Должно быть, оно было слишком хорошо, чтобы пережить столетия...