Основное впечатление от прочтения - это очень стильная вещь. А я так люблю всё что стильно.

И ещё я очень люблю "Парфюмера" Зюскинда и "Коллекционера" Фаулза. Ассоциации самые прямые и отнюдь не неожиданные.

И всё-таки "Декоратор" - это отнюдь не клон.



Главный персонаж книги, от лица которого ведётся повествование - супермодный декоратор Сигбьёрн Люнде. Он умеет видеть красоту и чувствовать стиль. "Не бывает более красивой комнаты, чем когда она пуста" - вот как он говорит. Его несомненный талант декоратора позволяет ему преуспевать. А уж собственная квартира Сибьёрна - гимн стильности и совершенству пропорций.

Его существование размеренно и совершенно по своей сути: престижная работа, светская жизнь, красивая девушка рядом - почти что жена.

И тут появляется в его жизни Сильвия - его соседка, крашеная блонинка с излишне пышными формами, которая ярко красится, носит колготки в сеточку и слушает попсу.

Она воплощает всё, что Люнде презирает. И несмотря ни на что, его неудержимо к ней тянет.

Он - воплощение вкуса. Она - квинтэссенция пошловатого житейского хаоса.

Но в какой-то момент приходит осознание того, что, возможно, "подлинность" Сильвии дороже "стерильности" его былого творчества. И вот тогда глубоко запрятанная внутри иррациональная сущность прирождённого художника начинает рваться наружу. "В недрах моей души, как в недрах земли, что-то происходит, пласты приходят в движение, они наползают друг на друга, вызывая разрушения. Я чувствую, что меня обуревает хаос, но, удивительное дело, я рад ему, это мой хаос, он разнесет мое рутинное существование, но он зрим и осязаем, в отличие от блеклой и неуловимой действительности". (с)

А развязка у романа неожиданная. Возможно, именно своей предсказуемостью.



Книга читается легко, перевод замечательный. И хотя в тексте содержатся подробные отступления в суть работы этого самого декоратора и постоянно попадаются специфические термины, это не напрягает. Они создают атмосферу. И я теперь хотя бы в курсе, кто такие Мис Ван дер Роэ и Арне Корсму. Хотя в некоторых случаях издатели могли бы дать сноски, что да то да, равно как и сообщить хоть что-нибудь об авторе книги, который, судя по аннотации, этим романом всю норвежскую литературу прославил ))



Подзаголовок романа - "Книга вещности". И это, наверное, оправданно, потому что всё время идёт противопоставление упорядоченности и захламлённости, чистой пустоты и хаоса, прямых углов и округлостей. И мысль о том, что Бог в деталях - не ново, но и небезосновательно.

"Лет двести тому назад люди усомнились в существовании Бога и души. Тогда-то и забродило это поветрие – забивать хламом каждый свободный миллиметр, чтоб не мозолила глаза своей недоделанностью, не напоминала о душе, о суете нашей пустота. Чуть заголится угол, глаза уже видят вертикаль "рай – ад", а нам крайности ни к чему..." (с)



Возможно, этот роман кому-то покажется излишне "гламурным" - но я всё-таки предпочла бы назвать его "рафинированным".

И он, конечно же, на любителя. Но я, наверное, всё же любитель... и мне книга понравилась