Надо бы поподробнее написать про Мишутку, он такой разговорчивый стал, с ним уже можно общаться по-настоящему… И сообразительный. Человечек уже совсем
Он уже всё говорит и почти правильно произносит, становятся важнее смысл и интонации сказанного.
- Миш, смотри, какая коряга! – креативно говорю я. - Похожа на Змея Горыныча. Вот одна голова, вот вторая…
Мишка созерцает критически и выносит вердикт:
- Грязный он какой-то.
- Мишенька, смотри, там Кристина! Пойдем с Кристиной играть!
Но Мишенька уже сорок минут созерцает трактор и ждёт, что он заведется. Кристина его не волнует нимало, но как это бабушке объяснить?
- Не хочу с ней играть, - говорит он, и чувствуя несостоятельность такого ответа, пытается аргументировать: - Она, наверное, много плачет…
Устал и капризничает:
- Пусть меня Ната оденет!
- А я разве плохо одеваю? – спрашиваю.
- Плохо!
- Чем же плохо?
После некоторого размышления со вздохом:
Я еще не придумал.
Строим домики для зверюшек (постоянно теперь играем в пожарного Кузьму: строим домики и тушим пожары). Тут живёт овечка, тут лошадка, тут поросёнок… Параллельно спрашиваю его:
- Как называется лошадкин домик?
- Конюшня.
- А курочкин?
- Курятник.
- А собачкин?..
А слово Мишка забыл. Но всё-таки не теряется:
- Ава-гава!
Сосед сверху включает дрель с перфоратором. Громко. Мишка несется ко мне:
- Мама, мама, ты где, я боюсь! Давай бояться вместе!
В бассейне две резиновые уточки: одна с зеленой головкой, другая серенькая.
- Смотри, Мишенька, как уточка ныряет! – показывает тренер.
Мишенька внимательно смотрит, смотрит и выдает:
- Это селезень!
Отдельного внимания заслуживают цитаты из книжек и мультиков, настолько к месту он умудряется их употреблять. О все эти прекрасные «чего тебе надобно, старче», «отпусти хвост, больно!», «я тебя, голубчик, съем» и т.д. Забегая ко мне на кухню, говорит «привет, хозяюшка!» Отправляясь умываться, изрекает, что «чистить зубы дядя Стёпа никогда не забывал». Но милее всего моему сердцу давешнее обращение отрока к родителям: «Привет, кочерыжки!»
Поёт «Вместе весело шагать по просторам», «Спят усталые игрушки» и,. простите, «Капитан, капитан, уибнитесь». Цитирует длиннющие стихотворения. Сказки пересказывает.
Вообще, при нём теперь ничего и не скажи лишнего. Сидит играет и вроде бы не слушает совершенно, а потом как вдруг вставит свой комментарий и становится ясно, что ушки-то на макушке у дитятка.
Всё помнит и рассказывает, не только, например, как они с бабушкой в зоопарк ходили (потом я бабушке пересказала, она говорит, что всё точно так было) и даже как он летом в деревенской бане мылся и с ведром на колодец ходил.
Не могу привыкнуть, и поверить, пожалуй, не могу еще до сих пор, что ребенок в 2.4 способен вот так много, грамотно, сознательно и содержательно говорить.
Единственный косяк, довольно любопытный в лингвистическом плане: каким-то образом при употреблении глаголов в прошедшем времени ребенковская логика пошла не в сторону рода, а в сторону лица. Т.е. он говорит «я была», но «ты был». Т.е. в первом лице – в женском роде, во втором – в мужском. Это, конечно, потому что чаще всего либо я с ним говорю, либо бабушки, а мы же все о себе говорим в женском роде, вот у него и установилась связь «ты – был, я – была». Пройдет, конечно, со временем))