Я люблю Вампилова вообще и эту пьесу в частности.) Этому человеку удавалось передать жизнь такой, какая она есть, и при этом не вызвать у читателя ни отвращения к негативному, ни искусственной восторженности от процесса умножения плюса на плюс.
Иногда мне кажется, что я понимаю главного героя. Сонная будничность, гнетущая повседневность - после того как видел восход солнца... немыслимо! Это неправильно, наверное, чудовищно неправильно, но я понимаю. Это во всём: в каждодневных мелочах, в отношениях с людьми... Потому что "после мраморов Каррары" - нет, невозможно.
Но с другой стороны, мы живём, пока нам есть чего ждать. Хотя бы охоты, утиной охоты... Ждать всем существом, как спасения. “Ты увидишь - мы поплывём как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой... Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?” (с)
Ждать. И жить ожиданием. Смешной, нелепый, но смысл. Всё-таки смысл.
Если не знать, что такое в жизни бывает, что такое возможно, то можно совершенно спокойно жить и даже считать себя везунчиком, но если ты прикоснулся к настоящему, тебе будет противна ложь. Ты будешь чувствовать фальшь, чувствовать против воли, и даже подсознательно хотеть обмануться - и не сможешь.
А потом поверишь первому встречному, потому что человеку больше всего на свете нужно кому-то верить.
"Бежать, бежать..." Глупо, куда бежать, когда кругом то же самое? И от себя не убежишь и не спрячешься. Всё ненастоящее, декорации картонные, реквизит бутафорский.
Я даже не ожидала, что Хабенский так точно всё это передаст на сцене. Я представляла себе Зилова каким-то другим... Почему-то в первых сценах спектакля дико хотелось его пожалеть - жалостливо так пожалеть. Но уже через пару минут он совершенно подчинил себе тот образ этого персонажа, что существовал в моём воображении до этого. До этого я видела Хабенского только в кино, однако - он талнтливейший театральный актёр.
Ещё очень понравился Пореченков в роли Дмитрия. Маленькая, в сущности, роль, но образ вышел очень яркий. И Зудина в роли Гали.)
Удивительно, что столь непривлекательные с виду декорации так ожили по ходу действия. Ситцевая занавеска, фанерное перекрытие, ржавая батарея - но в этом антураже происходит жизнь. Там люди ссорятся, мирятся, подшучивают друг над другом, пьют за новоселье, маются от безделья, сходят с ума от невозможности счастья.
В свете прожектора хлопьями падает снег. И от этого ещё острее начнает мечтаться о сентябре и об утиной охоте...
Резюме: отличный спектакль с целым рядом режиссёрских находок. Из тех, что "не поражают, а преображают". Для тех, кто зрелищности предпочитает полноту содержательную - самое то.)