Около 1833 года Иванов начинает разрабатывать эскизы к будущей большой картине "Явление Христа народу". Сюжет взят из первой главы Евангелия от Иоанна, когда Иисус впервые появляется перед народом, принимающим крещение от Иоанна Крестителя. Люди в картине одновременно слушают и зрят, это зрение, опосредованное работой мысли, побужденной словом Иоанна. Изображена ситуация, которая овеществляет евангельское: "Имеющий глаза - увидит, имеющий уши - услышит". Христос предстает в буквальном смысле как явленное Слово, исполнившееся пророчество.
читать дальшеНайденная в эскизах композиция была перенесена на большой холст, появившийся в мастерской Иванова в 1837 году. Работа над картиной продолжалась долго. Многочисленные этюды стали полем длительного художественного эксперимента. В них многократно варьируются образы апостолов, раба, дрожащего, сомневающегося, и других персонажей картины. Часто совмещая в этюде два варианта одного лица, художник превращает тем самым этюды в своеобразные диалоги "о рабстве", "о доверчивости", "о сомнении". В пейзажных этюдах, сопровождавших работу над картиной, сформировалась оригинальная и стройная концепция жизни природного целого - совершенное воплощение романтической натурфилософии. Природа в его изображениях безлюдна, это именно "равнодушная природа", сияющая "вечною красою", чуждая страстей, одолевающих человеческий мир. Объектами изображения становится то, что хранит память о прошлом, печать времени, превосходящем масштабы человеческого века. Например, самостоятельную тему его пейзажей образуют этюды камней, земли, почвы. Художник как бы заглядывает в первобытную кузницу природы, где некогда раскаленная лава была превращена в остывшую, успокоенную твердь (этюды, изображающие подножие виковары). В развитости пленэрного письма Иванов значительно опережает современное ему состояние европейской живописи. Владея всеми секретами световоздушной цветописи, он, однако, полностью чужд импрессионистической поэтики мгновенного, излюбленные романтиками эффекты световых контрастов также отсутствуют у Иванова, ровный поток дневного света спокойно освещает и одинокую ветку, и широкие далевые панорамы.
Этюды к "Явлению Христа народу" составляют основную часть живописного наследия Иванова. Лучшие из них экспонируются рядом с картиной и в отдельном зале (№ 12). Для художников следующих поколений, идущих своими путями, искусство Иванова стало своего рода уроком, заветом вдумчивости, ответственности в реализации своих художественных решений.
В 1858 году вернувшийся на родину художник представил на выставке "Явление Христа народу" вместе с этюдами. Картина тогда же была куплена императором Александром II и в 1862 году подарена только что возникшему "Московскому публичному музеуму и Румянцевскому музеуму"; в 1925 году после закрытия музея коллекция работ Иванова была передана в Третьяковскую галерею.
Обожаю эту картину. Бывая в Третьяковке, подолгу смотрю на неё... На этом огромном полотне - с бескрайней, как сама жизнь, перспективой - абсолютно каждый из нас может найти себя