Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)

"Четырнадцать писем к Богу" - это пьеса французского драматурга Эрика Шмитта. Десятилетний мальчик, умирающий в больнице от лейкемии, за полторы недели проживает целую жизнь.
Сиделка Оскара - "розовая дама", которую он зовёт "розовой мамой" - предлагает ему игру: ежедневно писать Богу письма и рассказывать, что с ним случилось за день. Так он и поступает: "Дорогой Бог, сегодня мне между тридцатью и сорока..." Письма грустные и забавные. И как ни странно, позитива в них очень, очень много. Куда больше, чем горечи. Недетская серьёзность мешается с мальчишеской непосредственностью.
В каждом письме день равен десятилетию. Мальчик успевает обзавестись женой Пегги Блю (это девочка из соседней палаты) - и соответственно, тёщей с тестем - остепениться, прожить полную событий жизнь и состариться. Он встречает смерть как человек, вдоволь поживший на этом свете. И нашедший ответ на вопрос, зачем он всё-таки жил.
"Я в этом разбираюсь, ведь мне уже больше тридцати", "здорово жить в браке после пятидесяти, когда позади множество испытаний", "мне семьдесят, в моем возрасте быстро устают"... Очень сильно, нежно, трогательно, умно и несентиментально-светло.
"Когда я проснулся, то подумал, что мне уже девяносто лет, и повернул голову к окошку — посмотреть на снег. И тогда я угадал, что ты пришел. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, и даже ночная сиделка мадам Дюкрю давала храпака. Ты же пытался устроить рассвет... Ты вдувал в воздух белое, серое, голубое, заталкивал ночь, возвращал мир к жизни. И не прекращал ни на минуту. И тогда я понял разницу между тобой и нами: Ты парень неутомимый! Ты не устаешь. Всегда за работой! И вот вам день! И вот вам ночь! Теперь весна! Теперь зима! А вот Пегги Блю! А вот Оскар! И Розовая мама! Какое здоровье!.."
Это моноспектакль - Алиса Фрейндлих играет и мальчика, и его Розовую Маму. Выражение её лица меняется неуловимо, доля мгновения - и вот перед нами уже другой персонаж. Мальчишеская живость сменяется басовитой неторопливостью, мудрость - наивностью. Фундаментальный тандем.)
"Я понял: жизнь - это не дар, это кредит, который надо ещё отработать..."
Её обычная манера игры - штрихами. Намёками. Выражением глаз.
Больше чем гениально.
Порясающие декорации: арки. Бесконечные арки, своды, уходящий вдаль коридор. Игрушки Оскара - плюшевые мишки, воздушные шарики... И на журнальном столике - его письма к Богу.
Никакой искусственности.
Фрейндлих получила за эту роль "Золотую маску". Кажется, спектакль создавался как бенефис на её прошлогодний юбилей.
Режиссер спектакля Владислав Пази. Когда присутствие режиссёра в спетакле не ощущается - это очень хороший режиссёр.
И да - как хорошо, что существует телеканал "Культура", пусть даже всё самое стоящее он показывает исключительно по ночам.))
Upd. Пьесу можно прочитать вот тут
А я жалею теперь, что не записала... Спектакль замечательный!
Впрочем, полагаю, именно по этой причине его ещё неприменно покажут
Знать бы когда...
Mermaid-May
Ну, "и на старуху бывает проруха". Значит ему просто не повезло. Может ей в этот день плохо было? Температура, например.
Ну, ты же знаешь, что раз на раз не приходится. "Человеческий фактор".
И когда это возраст стоял на пути природного дара? Да ещё отшлифованного годами первоклассного опыта?
Безусловно, я надеюсь, что это был тот самый случай исключения...
И я очень надеюсь, что так))
К сожалению, я никогда не видела А.Б. на сцене "вживую", но если даже с экрана такая энергетика...