Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Сегодня выбирала очередную книжку для методических извращений и задумалась вот над каким вопросом: почему классикой становятся, в большинстве своём, произведения далёкие от эпитета "жизнеутверждающие"?

Мы обсуждали это со студентами на занятии, и их комментарии заставили меня призадуматься.

Всю дорогу домой честно пыталась вспомнить хотя бы одно произведение "серьёзной" классики, которое оканчивалось бы хэппи-эндом. Или хотя бы оптимистично. Я имею в виду, разумеется, классику, поднимающую серьёзные вопросы и не заведомо приключенческую/лирическую - так что "Трёх мушкетёров" и "Гордость и предубеждение" не предлагать. Тем более "Барышню-крестьянку".)

И произведение не должно быть заведомо юмористическим - так что Дж.К.Джерома и Марка Твена не предлагать тоже.

Думала я долго и, признаюсь, потерпела неудачу. Как человек одной идеи, теперь наверняка стану на этом циклиться, так что буду бесконечно признательна, если накидаете идей. Особенно меня интересует русская классика, но и зарубежная подойдёт.

В данном контексте к понятию "классика" я отношу произведения с реноме. Не только Толстого, но и Довлатова. Не только Фолкнера, но и Терри Пратчетта.

Не исключаю, что меня клинит и склероз взял меня в оборот, но как человек, который прочитал несколько больше книг, нежели определено школьной программой, подозреваю, что дело не только в этом.

Хэппи-эндовость в литературе – взаправду дело нечастое.

Тут было бы впору привести знаменитое "Мы так бедны отвагой и верой..." но ведь и контекст не тот, что у Борхеса.)

А потому - за чем, собственно, дело стало?

Что мешает нам верить в счастливый финал? И в то, что счастье есть. И что небо будет солнечным после недолгого дождя. И что завтра наступит.

Или это сила привычки - мы точно знаем, что литературный герой должен красиво страдать. Если он страдает некрасиво - это элитная литература для эстетов. Но всё равно только ли-те-ра-ту-ра.

Мы привыкли, что мировая классика - это ангст на ангсте. Депресняк на безнадёге. Я имею в виду, сюжетно.)

Потому ли, что написать трагедию, по сути, проще, чем комедию? Ведь человек - существо довольно простое, и легко угадать, за какие ниточки дергать, чтобы у читателя комок к горлу подкатывал. Не в пример сложнее заставить человека смеяться и не скатываться при этом в пошлость.

Потому ли, что нам легче воспринять жизнь в палитре мрачных тонов, потому что она такая и есть? Мне не хочется в это верить. Скорее это и есть пресловутое "грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам" - по-моему, более уместно, нежели наоборот.

Неужели правы те, кто утверждает, что своей славой в веках РиДж обязаны трагическому финалу?.. То есть слейся персонажи в экстазе в последней строфе – в антологии Шекспира этот опус стыдливо маячил бы на бэкграунде наряду с "Двумя веронцами"? Не уйди Ретт Батлер в ночь от рыдающей Скарлетт и не испусти Ральф де Брикассар дух на руках у Мэгги, произведения Митчелл и МакКаллоу смиренно приняли бы ярлык добротно написанной дамской литературы? Этот ассоциативный ряд долог, как августинский устав.

За жизнеутверждающие, забавные, просто оптимистические вещи не дают Нобелевскую премию - в последнее время её дают исключительно за малевание реальности густой чёрной краской (привет Гюнтеру Грассу) и красочное изображение человеческих пороков и аномалий (привет Эльфриде Элинек). Их физически не успевают пройти в школе – согласно программе, сначала ребёнки плачут о Муме, потом детская психика травмируется "Тарасом Бульбой". А дальше негатив растёт просто в геометрической прогрессии - старшеклассницы рыдают над "Котлованом". Залакировывается школьный курс литературы выводом, что если не слишком трагично - значит нежизненно, и вообще низкого полёта произведение. И более того, это всего лишь развлекательная литература, и в золотой фонд по аналогии с калашным рядом ей соваться не следует.

Скверно, товарищи.

В общем, в этом месте Остапа понесло.)))

А над списком оптимистических произведений в классике подумайте, пожалуйста, на досуге.)

Комментарии
09.10.2006 в 20:07

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Всю дорогу домой честно пыталась вспомнить хотя бы одно произведение классики, которое оканчивалось бы хэппи-эндом. Робинзон!!!! или хеппиенд относительное понятие? Возьми товарисча Скотта. Или балшойроман сестрицы Бронте - чем не дилемма выбора: жисть с милой или с сумасшедшей?

Депресняк на безнадёге.хочется вербально тыкнуть в старикашку Жан-Батиста... Или, в старину Лопе..

Не уйди Ретт Батлер в ночь от рыдающей Скарлетт и не испусти Ральф де Брикассар дух на руках у Мэгги, произведения Митчелл и МакКаллоу смиренно приняли бы ярлык добротно написанной дамской литературы? Ой, не наю... по мне Скарлетт и есть дамская литература.

А над списком оптимистических произведений в классике подумайте, пожалуйста, на досуге.)Сформулирйте, плз, основные критерии более четко! :)
10.10.2006 в 00:01

чудо в пёрушках (с)
rusia, а чем тебе не нравится "Война и мир"? Не считая Андрюши Болконского, на мой взгляд, конец довольно счастливый и жизненный (для того времени).



Или балшойроман сестрицы Бронте - чем не дилемма выбора: жисть с милой или с сумасшедшей?

Согласна с Зосей, "Джен Эйр" тоже вроде как подходит под определение классики с хеппи-эндом.
10.10.2006 в 00:22

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
почему классикой становятся, в большинстве своём, произведения далёкие от эпитета "жизнеутверждающие"?

Марусь, я что-то зависла от твоего запроса: что ты понимаешь под произведениями "жизнеутверждающими"? Тебе нужно, чтобы на протяжении сотен страниц был сиропчик, а и финале кремовый торт в фате? Или же могут быть проблемы-Проблемы-ПрОбЛеМы-ПРОБЛЕМЫ, которые к финалу более или менее разрешаются и в будущее герои устремляются без фанфар, но все же в относительной целости и сохранности? Ести второе - примеров достаточно, если первое, то это хуже чем дамская литература.



Кстати, мне крайне не нравится, что ты Марка Твена выбросила "за ненадобностью". Во-первых, если человек пишет без печати мировой скорби на челе - это еще не значит, что у него в книгах отсутствуют важные проблемы. А во-вторых, ты же сама писала, что смешить много труднее, чем писать слезовыжималки. Тем более смешить не "ниже пояса", а метким словом. И таких писателей в той же американской, да и вообще мировой литературе, крайне мало. Из современных я вообще одного Хеллера могу припомнить.
10.10.2006 в 17:46

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Сформулирйте, плз, основные критерии более четко!

Когда писатель берётся сочинять книгу, он априори относит её либо к развлекательной литературе, либо к философски-реалистической. В развлекательной литературе хэппи-энд скорее требование, диктуемое жанром - это, например, романы Уилки Коллинза, и Марка Твена, и Вальтера Скотта, и Александра Грина, и многих других.

Все они классики своего жанра, но развлекательная литература отчего-то котируется ниже, чем Достоевский, Манн и Стендаль. Вот я и спрашиваю: почему так?

При этом интересуюсь произведениями в жанре "реализЬм", где атмосфера была бы не гнетущей и финал оптимистическим.



хочется вербально тыкнуть в старикашку Жан-Батиста... Или, в старину Лопе..

И тут тоже финалы продиктованы жанром, так что не пойдёт. Это в компанию Марку Твену.)



"Джен Эйр" тоже вроде как подходит под определение классики с хеппи-эндом.

Да. Я тоже о ней думала. Но в "Джен Эйр" сюжет предсказуем. И в степенях - в остальных произведений Шарлотты; "Шерли", "Виллетт", "Эмма" - в лучших традициях Джейн Остен: проблемы, проблемы, проблемы - ушат сиропа в конце.)

То есть если у тебя есть опыт чтения пары романов Шарлотты и Анны Бронте, либо Джейн Остен, открывая новый их роман, ты точно знаешь, к чему придёшь в итоге.



а чем тебе не нравится "Война и мир"?

"Война и мир" – едва не единственное произведение русской литературы, которое пришло мне на ум, но тамошний финал мне не нравится категорически. Я не верю финалам, где не сохранены характеры. демонстрируемые персонажами на протяжении всей эпопеи.

Собственно, финал и не должен там быть особо радужным, потому что в эпилоге полно намёков на то, как всё будет плохо в совсем скором времени. Я обожаю финал фильма Бондарчука, мне кажется, лучше сделать было невозможно - и жаль, что Толстой не остановился вовремя.



по мне Скарлетт и есть дамская литература.

"Грозовой перевал" тоже. Но от этого он не перестаёт быть классикой.)



Тебе нужно, чтобы на протяжении сотен страниц был сиропчик, а и финале кремовый торт в фате?

*представив кремовый торт в фате* Душераздирающее, должно быть, зрелище :)))

Нет, я однозначно предпочитаю второе - когда "проблемы, проблемы - и свет в конце туннеля". Но я должна поверить в то, что свет этот возник обоснованно, а не взят автором с потолка.)



если человек пишет без печати мировой скорби на челе - это еще не значит, что у него в книгах отсутствуют важные проблемы.

Безусловно.) Из современных авторов я ещё Пратчетта очень люблю :)))



В общем, суть вопроса сводится к следующему:

Во-первых, почему в нашей оценке мы предпочитаем "серьёзную" литературу развлекательной? То есть Бальзака Дюма? То есть читаем-то мы, конечно, Дюма, но почтительно снимаем шляпу при имени Бальзака, а не наоборот.

Во-вторых, почему в обязательном курсе литературы мы изучаем "Мёртвые души" и "Нос", когда есть "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Почему "После бала" - когда есть "Казаки"? Почему "Накануне" - а не "Вешние воды"? Ну и так дальше. То есть эти произведения и так все прочитают, кому надо, а вот ангстовые мало кто осилит, если ими не пичкать насильно? Но поскольку человек должен быть всесторонне образован, бедняжка...

В-третьих, всё-таки почему произведений, где атмосфера была бы светлая, меньше, чем откровенного dark'a? К слову, в советской литературе это было - особенно в детской литературе. А сегодня что - умами владеет Паланик?..

И наконец в-четвёртых, повторяю первоначальный вопрос: почему хэппи-энд, как правило, проходит мимо нас, а запоминаем мы те книжки, где над финалом плачем? И почему РиДж переживут Сильву и Эдвина?



Да, вот ещё что: это словоблудие не воспринимайте, пожалуйста, всерьёз, и, чего доброго, не подумайте, что я собираюсь спорить: напротив, буду рада, если вы меня убедите.)

И вообще, это были просто мысли на тему. Под настроение :)
10.10.2006 в 17:58

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
В развлекательной литературе хэппи-энд скорее требование, диктуемое жанром - это, например, романы Уилки Коллинза, и Марка Твена, и Вальтера Скотта, и Александра Грина,МАРУСЬ, имя ГРИНА в этой строке меня ПУГАЕТ!!!!!!"Грозовой перевал" тоже. Но от этого он не перестаёт быть классикой.) Перевал он , ИМХО, гораздо более филосовский. Кстати, хёппиком там и не пахнет...

Дай им "МОЯ КУЗИНА РЕЙЧЕЛ"- концовка непредсказуема!!!!!!!!!
10.10.2006 в 18:35

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Mermaid-May

МАРУСЬ, имя ГРИНА в этой строке меня ПУГАЕТ!!!!!!

Согласна, обобщение притянуто за уши. Но если брать за основу избранное - почему нет?



Перевал он, ИМХО, гораздо более филосовский.

И - простите, ценители аглицкой классики! - куда лучше написан.



Дай им "МОЯ КУЗИНА РЕЙЧЕЛ"- концовка непредсказуема!!!!!!!!!

О, моё любимое произведение у Дю Морье :)

Но энд опять-таки не самый счастливый. Хотя атмосфера произведения вполне симпатичная.)
10.10.2006 в 18:47

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Но если брать за основу избранное - почему нет? НЕТ и еще раз нет!!! А как же мичман Битт-Бой? Та же БЕГУЩАЯ...

И - простите, ценители аглицкой классики! - куда лучше написан. Хто же спорит? Мну к ПЕРЕВАЛу испытывает балшой сАнтЫмент.
10.10.2006 в 18:54

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Но энд опять-таки не самый счастливый. Хотя атмосфера произведения вполне симпатичная.) Так тебе обязательно ХЕППИ? - Тады РЕБЕККУ - тама более-менее щастливый.

а Уайльд не катит?

Возьми тады "Дженни Вильерс" - или все же должна быть КЛАССИКА с балшой буквы?
10.10.2006 в 18:55

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Mermaid-May

НЕТ и еще раз нет!!! А как же мичман Битт-Бой? Та же БЕГУЩАЯ...

Вообще-то я имела в виду общую направленность его произведений. И атмосферу - светлую и нежную, и всё-таки немножко сказочную.)
10.10.2006 в 19:01

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Вообще-то я имела в виду общую направленность его произведений. И атмосферу - светлую и нежную, и всё-таки немножко сказочную.) Как раз-таки я очень и очень немногие из его произведений воспринимала как "сказку". Он, имхо, есть более реалистичное воплощение Ганса Христиана... Я очень люблю Грина, и люблю его именно за его филосовскую грусть, за то, что создавая сказочный антураж он все же старался показать не только эту идеальную картину.

Ведь, положа руку на сердце, хеппи-ендов у Грина очень и очень немного.

МАРУСЯ, заводи себе средство связи! :)
10.10.2006 в 19:10

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Тады РЕБЕККУ - тама более-менее щастливый.

*занудным шёпотом* Не люблю "Ребекку". Всё люблю у Дю Морье, кроме неё.

Почему - сама удивляюсь. Наверное, избитый сюжет?..



а Уайльд не катит?

Что конкретно?

"Как важно быть серьёзным", "Идеальный муж", "Веер леди Уиндермир"... Да, очень возможно - но ведь это тоже своего рода комедии :)



Возьми тады "Дженни Вильерс" - или все же должна быть КЛАССИКА с балшой буквы?

А для меня Пристли и есть с большой буквы.)

О!.. нашла ещё хэппи-энд - "31 июня" :)

P.S. Не кажется ли вам, что если бы герои романа навечно остались разделены зеркалом, временем и т.д., роман был бы куда более известен и популярен?



Я очень люблю Грина, и люблю его именно за его филосовскую грусть, за то, что создавая сказочный антураж он все же старался показать не только эту идеальную картину.

Аналогично :) Но всё равно чувствуется, что это сказка, метафора, разве нет?



МАРУСЯ, заводи себе средство связи!

*меланхолично дожёвывая банан под пальмой* А зачем?.. Я всё равно весь день на работе, как до компа доползаю - сразу выхожу в Инет.

Как меня найти в реале, ты знаешь :)
10.10.2006 в 19:19

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Почему - сама удивляюсь.Гы, так не ты же будешь читати!!!

Что конкретно? а ДОРИАН? Там своеобразный хеппи-зло наказано. А лучше всего КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРЫВЫДЕНИЕ :)!!!!!! Но - *изо всех сил напрягает извилины* - разве там дело хорошо кончилось?.. Да. Там посыл какой: драматург, который перестал верить в Театр, в жизнь, в людей...

Аналогично Но всё равно чувствуется, что это сказка, метафора, разве нет? Вот я не всегда это ощущаю. На мну, товарисч ГРИН, как на графомана, оказал очень большое влияние. Вот на его примере мну начал искать "двойное дно" в произведениях.

А зачем?.. Я всё равно весь день на работе, как до компа доползаю - сразу выхожу в Инет. Гы, а ежели мну вечером захотица тебе в приватном порядке пропеть оду?
10.10.2006 в 19:20

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Воть, че нашла по товарисчу О.

УАЙЛЬД Оскар [Oscar Fingall o’Flaherty Wilde, 1856-1900] - читать дальше
10.10.2006 в 19:27

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
а ДОРИАН?

Нууу... хэппи-энд я всё-таки понимаю иначе :-(



А лучше всего КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРЫВЫДЕНИЕ !!!!!!

Точно! :) Привет раннему склерозу от верной меня :)



драматург, который перестал верить в Театр, в жизнь, в людей...

Да-да, помню: отыскалась зелёная перчатка :)



На мну, товарисч ГРИН, как на графомана, оказал очень большое влияние.

:friend: а я ещё люблю отдельные фразы из его произведений пускать на эпиграфы :)))



Гы, а ежели мну вечером захотица тебе в приватном порядке пропеть оду?

*нахально* Шли СМС :D

Нет, серьёзно, тёмная я просто не знает, что умные люди делают, чтобы им в приватном порядке пропели на ночь оду. Поделись соображениями ;-)
10.10.2006 в 19:28

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Ой, чтой-то мне такое длинное запостили? :)))

Тьфу ты, опять Уайльд!!! :D

Вчера студентка на полпары толкала речугу про его биографию. Так сказать, без купюр :gigi:
10.10.2006 в 19:36

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Привет раннему склерозу от верной меня При встрече! :)

Да-да, помню: отыскалась зелёная перчатка нет, не так: "Смотрите! Перчатка снова на полу!" *абажаю*



а я ещё люблю отдельные фразы из его произведений пускать на эпиграфы голосом Фельтона "СИСТРА!"

Шли СМС голосом Кригса "Ха! Телефонная сеть не получит от меня ни цента!!!"

что умные люди делают, чтобы им в приватном порядке пропели на ночь оду. Кажиццо, Марья поставила мну на место.*ушол хныкать в ночную темень*
10.10.2006 в 19:38

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Вчера студентка на полпары толкала речугу про его биографию. Так сказать, без купюр Типа: "гомосексуалист номер один английской литературы"? мну как прочел, чуть не помер

*ушла хнкать дальше*
10.10.2006 в 22:33

rusia



Не знаю как насчет Нобелевки, но про школьную литературу ты сто процентов права.
10.10.2006 в 22:54

Смысл жизни с кухни выглядит иначе. (с)
Mermaid-May

Ага, значит, тайны решила не раскрывать?

Тайный агент Зо :)



Типа: "гомосексуалист номер один английской литературы"? мну как прочел, чуть не помер



Ага! :D

Пришлось пресекать инсинуации на месте, хотя аудитория дюже интересовалась :)))



aileen79, :friend:
11.10.2006 в 23:23

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
rusia

Я так понимаю, что интерес к теме сошел на "нет"? Ну да я все равно выскажусь :)



Это в компанию Марку Твену.)

Хорошо, я понимаю - Тома Сойера и Гека Финна ты выкидываешь за ненадобностью. Туда же Янки и Принца-с-нищим. Они тебя не устраивают - формально классифицируются как "детские" (сам Твен так не считал, ну да это не в счет). Рассказы тоже.

Ну а куда ты выкинешь "Жизнь на Миссисипи"? "Позолоченный век"?



Безусловно.) Из современных авторов я ещё Пратчетта очень люблю ))

Хе.

Или я совсем отстала от жизни, но для меня всегда Пратчетт относился к фантастике, причем не самой лучшей. И сравнение его с Хеллером... странное, если не сказать резче.



Я так понимаю, что из твоей классификации полностью выпадают "хроникальные" произведения - то есть романы или серии, построенные на эпизодах истории. Вроде Сенкевича, Дрюона... Как собственно "жизнь", которая и черная, и белая, и ангст/дарк/слезовыжималка, и очень светлые моменты. Аналогично должны выпадать семейные саги наподобие Форсайтов - там тоже яркая чересполосица, в картинку не вписываются. Правда, к финалу идет угасание, но яркого слезокапства не проиходит.



Но в целом - мне по-прежнему не понятен вопрос. Ты сама пишешь, что у Гоголя, Толстого (не к ночи будь...), прочих - есть произведения, в которых не полный мрак, а имеются просветы. В школьную программу действительно попадает более "темное" - наверное, и потому, что в трезвом уме за них с меньшей вероятностью возьмутся, и потому, что мораль из них вытащить куда проще. Да и то это мое рассуждение некорректно - я, к примеру, школу "бросила" в 91-м, и просто не знаю, чего теперь изучают.



Ну а остальная литература - там тоже чисто "ангстовых" книг мало. Пример РиДж у "Вильяма нашего" не совсем корректен (я, к примеру, у Шейкспайра куда больше люблю хроники вроде Ричардов-Генрихов, а также Двенадцатую ночь - где тут ангст?). А прочее? Ну, к примеру с недавнего времени мой любимый "Моби Дик" - это ангст? Давно мой любимый Брэдбери - это классика? Чапек - это считается?

В общем, если не совсем "влом" - разъясни для бестолочи еще раз ;-)
11.10.2006 в 23:48

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Вроде Сенкевича, Дрюона... мы же АГЛИЦКУЮ литературу рассматривали *укоризненно*

Как я понял, Марусик просил ей присоветовать аглицких писунов и писак. Желательно с хеппиком, но не дамский роман.

И не "классический жанр- все щастливы и танцують твист"
12.10.2006 в 11:25

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
Mermaid-May

Ну, вообще-то я основывалась на вот этой Маруськиной фразе: Особенно меня интересует русская классика, но и зарубежная подойдёт.

Я понимаю, что Сенкевич - тоже не русская классика :D, но это уж больно яркий пример для "разъяснения". А не нравится это - могу Яна подсунуть. Или Степанова - это уже русское :rolleyes:



Что же до аглицкой литературы - это вовсе не ко мне. Не читала ее почти, а все мной любимое Маруся отвергает сходу (ну, там, Уилки Коллинза, Конан Дойля...)
12.10.2006 в 20:38

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Бозе мой, пошто людев мучить стариной Генриком?!

*гы, значить, это я не "догнал"*
12.10.2006 в 23:50

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
А что есть против старины Генрика? (правда, не всего пока осилила - но оченно уважаю! Заочно, так ска-ать :))



Кстати, Зось, можно вопрос по-существу: как польская общественность относится к поэту "вселенского масштаба" Адаму Мицкевичу? Почитает за своего и вообще - почитает ли? А то что-то сомнения гложут :upset:
13.10.2006 в 14:26

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
А что есть против старины Генрика? (правда, не всего пока осилила - но оченно уважаю! Заочно, так ска-ать Ну, уважать его - энто одно... а вот кады мой взор на работе падает на толстеееееееееееееееееееееееенные томы его произведений - это другое!! Может, студиозусам предложить Кво вадис?

Кстати, Зось, можно вопрос по-существу: как польская общественность относится к поэту "вселенского масштаба" Адаму Мицкевичу? Почитает за своего и вообще - почитает ли? А то что-то сомнения гложут Тюююююююююю! то ж великий БАРД! Вещун (гыгыгы, так обзывают) и прочая! Воть, у мну в учреждении на главной лестницей соит даже его гипсовый (млин, как по русски?) бюстик? Размером метр на восемьдесят(сама башка и полуторс) + 1метр сам постумент. Делай выводы! :)



А я тут долго веселилась над очень известными строчками поляцкого ксендза Твардовского (очень, кстати, известные - Иоанн Павел II часто их цитировал) "Спешите любить людей - они так быстро уходят", которые один наш маститый и вельми нагрожденный переводчик перевел как (за точность не поручусь, но суть...) "Полюбите людей, а то ведь уйдут".

ЭТО к вопросу о том, как надо и не надо переводить

13.10.2006 в 14:59

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
Может, студиозусам предложить Кво вадис?

На английском :)



то ж великий БАРД!

Ну, это, так стазать, официально. :smiletxt: А меня интересует еще и народное мнение - скажем, "Конрада Валленрода" или "Дзядов" будет народ по собственной инициативе читать, или только в школе под строгим присмотром (ну, как большинство у нас - Пушкина).



а что, вполне адекватный перевод. Главное, какой глубокий смысл появился! :cool:
13.10.2006 в 16:18

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
На английском гыгыгыг, хай перевод нобелята читают!

А меня интересует еще и народное мнение - скажем, "Конрада Валленрода" или "Дзядов" будет народ по собственной инициативе читать, или только в школе под строгим присмотром (ну, как большинство у нас - Пушкина). Насчет КОНРАДА - сумневаюсь.

Как и на предмет ГРАЖИНЫ и тп, но вот ДЗЯДЫ (школьникам не по зубам), люди постарше читають. Особый всплесск интереса был в 90-ых на волне независимости Прибалтики, развала Союза, всяческих аналогий и аллегорий.

Гы, у Адася еще еще одно страшное произведение - ПАН ТАДЕУШ! гыыыыыы!

а что, вполне адекватный перевод. Главное, какой глубокий смысл появился! вот и я про этот самый смысл! В свое время мимо меня прошел его перевод ПАНА ТАДЕУША, но вот ВАЛЛЕНРОДА мы зарубили
13.10.2006 в 17:36

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
хай перевод нобелята читают!

Мнэ-э... Прошу простить мне мое невежество... :shuffle2:

(нобелят, если логически - он от Нобеля производится, или даже от нобелевской премии, а если нелогически... Можно поподробнее - кто кого и куда переводил :rolleyes: )



Насчет КОНРАДА - сумневаюсь.

Что, не волнуют проблемы собственной борьбы за независимость? Она же, вроде, полуподпольная на момент выхода была (ну, если верить официальным предисловиям), с прямой отсылкой не к тевтонам, а к борьбе за независимость супроть Российской Империи.



Особый всплесск интереса был в 90-ых на волне независимости Прибалтики, развала Союза, всяческих аналогий и аллегорий.

Между прочим, Белоруссия его на правах родины себе приватизировала: в Новогрудке без него, кажется, полгорода не существует :D Так что прибалты с поляками могут теперь только облизываться :tonguetxt:



Гы, у Адася еще еще одно страшное произведение - ПАН ТАДЕУШ!

А почему - СТРАШНОЕ :wow2:
13.10.2006 в 18:32

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
Мнэ-э... Прошу простить мне мое невежество... Это мну выразился в своей излюбленной манере ("догадайси сам"). Подразумевалось, что лауреата НП - ГС всяко переводили на аглицкий язык. Насчет КОНРАДА - сумневаюсь. Это ДЗЯДЫ и ТАДЕУШ отсылают к этому. Конрад - он очень тяжелый и много рефлексирующий. Уберите из шекспиртова АМЛЕТА детективный сюжет, и обработайте а-ля " скучающий поэт". В итоге получите КОНРАДА. (который, в общем-то идейный дурак был)

Между прочим, Белоруссия его на правах родины себе приватизировала: в Новогрудке без него, кажется, полгорода не существует Так что прибалты с поляками могут теперь только облизываться Ну, насчет приватизации вопрос то вельми спорный. Это земли были польско-литовским гораздо дольше чем непосредственно белорусскими.

А почему - СТРАШНОЕ по воспоминаниям и по объему! Гыгыгыгы! Нас ПТ цельный месяц терзали. и на экзамене тож билет был. Вернее, один был непосредственно по ПТ, а половина всех остальных - с доп.вопросами по нему. Поэтому - со страхом вспоминаю.
13.10.2006 в 23:37

"Я мыслю, следовательно, умный". Спиноза, «Умные мысли»
Подразумевалось, что лауреата НП - ГС всяко переводили на аглицкий язык.

А и правильно - этакая месть, читать "почтиродную" литературу на импортном языке. И словари у них отобрать!



(который, в общем-то идейный дурак был)

Нет, ну что Конрад зануда - это я согласная. Что операция "внедрения" и МСТИ у него чересчур сложная - тоже. Но вот насчет идейной дурости? Это почему это еще? (Альдона, кстати, тоже зануда - тут они друг друга стоят)



Ну, насчет приватизации вопрос то вельми спорный

И ничего не спорный. Они теперь вельмi хутка адраджаюцца, на этом основании приватизировали себе почти всю историю ВКЛ и очень тем гордятся. Потому и в отношении тех же Мицкевича, Сырокомли (который, к тому же еще и по национальности белорус был) логика простая: родились на территории нынешней Белоруссии - значит, свои. А остальное мелочи жизни :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии